Обучение в пятом классе совпадает с младшим подростковым возрастом. Но кроме трудностей, связанных с подростковым возрастом, пятиклассников ожидает смена системы обучения: вместо одного учителя — учителя по разным предметам, преподающие в разных кабинетах, другой классный руководитель. Успешная социально-психологическая адаптация обучающихся пятых классов во многом зависит не только от интеллектуальной готовности, но и главным образом от того, как хорошо пятиклассник может наладить свои взаимоотношения и умеет общаться со сверстниками и педагогами, как хорошо он усвоил школьные правила и соблюдает их, может ли ориентироваться в новых условиях обучения.
С целью определения уровня социально-психологической адаптации обучающихся при переходе в среднее звено педагогом-психологом Земсковой Н.В. в МБОУ «СШ им.Д.Сидорова пос.Славинска» 10 марта 2021 года было проведено психодиагностическое обследование пятиклассников. Диагностика позволила определить уровень мотивации учения, эмоционального отношения к учению обучающихся, а также состояние психологического климата в классе.