27 января 2022 года исполнилось 78 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Блокада Ленинграда –одно из самых тяжелых, и, одновременно, героических событий Великой Отечественной войны. В этот день во многих городах нашей страны, включая и родной нам Калининград, проходит Всероссийская акция памяти «Блокадный хлеб». Уже несколько лет участвуют в ней и детские сады Калининградской области.
Нужно ли говорить об этом с дошкольниками? Одни считают, что – нет, ведь это может травмировать психику ребенка. Другие, наоборот, говорят, что это делать необходимо, причем с самого раннего возраста.
Для нас, педагогов, любое начинание, любая деятельность с детьми должны предваряться вопросом: зачем? Поэтому, задумываясь, нужно ли говорить с детьми о Блокаде, мы должны ответить себе: для чего я это делаю, что это даст ребенку?
Блокада Ленинграда – это, по сути, крупнейшая гуманитарная катастрофа. Причем, это не природные катаклизмы. Это деятельность одних людей, повлекшая массовую гибель других. Это результат равнодушного невмешательства одних и массового фанатизма, предрассудков и раздувания ненависти у других. Но разве мы сейчас не видим этих проявлений? Разве нам не важно, вызывая у детей сопереживания далеким для них историческим событиям, воспитать неравнодушных, ответственных людей?
Воспитание личной ответственности каждого человека за себя, своих соседей, своих сограждан – вот ключевая цель, ради которой стоит начинать с ребенком трудный разговор о блокаде Ленинграда. От того, как об этом будет рассказано, насколько наглядно, понятно и доходчиво, зависит формирование мировоззрения ребенка, его взгляд на исторические события, его оценки современного мира. Главное избегать игровых, симулятивных педагогических действий (в том числе, словесных игр), создающих у детей тривиальное и пошлое представление о блокаде. В Блокаду нельзя играть!
В детских садах Гурьевского района Калининградской области: МБДОУ д/с № 20 «Березка» г. Гурьевска и детском саду № 27 «Сказка» поселка Моргуново – ребята погрузились в тему героической обороны Ленинграда. Рассказы педагогов о «Дороге жизни», о ценности хлеба, о стойкости и мужестве людей вызвали у дошкольников сильнейший эмоциональный отклик. Очень важно, что ребята увидели в тех далеких героях таких похожих на них, сегодняшних девчонок и мальчишек, которые ждали новогоднего праздника, слушали музыку, читали стихи.
В детском саду № 27 «Сказка» поселка Моргуново ребята рассматривали фотографии военных лет, говорили о своих воевавших родственниках. Сильное впечатление произвел на них отрывок из «Ленинградской» симфонии № 7 Дмитрия Шостаковича. Их поразил тот факт, что эта симфония впервые прозвучала в блокадном Ленинграде, в большом зале Филармонии, и чтобы гитлеровцы не помешали концерту, наши войска вступили в бой с противником, и ни одного вражеского снаряда не упало тогда в районе Филармонии. Музыка звучала для воинов – ленинградцев. Она помогала людям бороться и оставалась с ними до самой победы.
Подробнее: https://skazka.klgd.prosadiki.ru/news/75634549
Ребята из детского сада № 20 «Березка» г. Гурьевска изготовили из бумаги ласточек – символ надежды на лучшее, на скорую встречу с друзьями и близкими, делали ленточки Ленинградской Победы. Каждый воспитанник получил маленький кусочек хлеба весом 125 граммов.
Подробнее: https://www.youtube.com/watch?v=HkcfW0IayiU
Наши дошколята поняли, что равнодушие и безразличие к страданиям других людей может привести к тому, что страдание станет нормой жизни всего общества, что ненависть может стать причиной большой трагедии, что милосердие, сострадание, взаимопомощь помогли пережить блокадные бедствия не только тем, кому помогали, но и тем, кто помогал. Духовные ценности, составляющие стержень личности, часто оказываются сильнее телесно-материальных трудностей.