В рамках реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Калининградской области 27 февраля 2024 года состоялся практико-ориентированный семинар «От буллинга к кибербуллингу. Способы профилактики и современные инструменты работы в детско-подростковой среде».
Семинар проводился Министерством образования Калининградской области совместно с Центром диагностики и консультирования детей и подростков. Участниками семинара стали более 100 специалистов образовательных организаций области (педагоги-психологи, классные руководители, социальные педагоги).
Семинар открыла Ефремова Татьяна Владимировна, заместитель начальника Департамента дополнительного и профессионального образования, отдыха и оздоровления детей, безопасности образовательного процесса, начальник отдела организации отдыха и оздоровления детей Министерства образования Калининградской области.
Студинская Елена Орестовна, внештатный психолог Министерства образования Калининградской области, педагог-психолог областного Центра диагностики и консультирования детей и подростков выступила с темой «Выявление и профилактика рисков девиантного поведения». Она ознакомила присутствующих с понятием буллинга. Травля детей сверстниками (буллинг) – одна из наиболее распространенных проблем в школах, которая существенно увеличивает риск суицида среди подростков, приводит к эскалации агрессии и насилия как в группе, так и школе в целом, снижению успеваемости, эмоциональным и невротическим проблемам. Для профилактики буллинга используется Навигатор профилактики девиантного поведения, позволяющий грамотно выстраивать профилактическую работу. Ею были освещены вопросы использования Навигатора профилактики и результатов социально-психологического тестирования в профилактике деструктивного поведения подростков и молодежи.
Продолжила тему семинара Друкер Мальвина Михайловна, кандидат филологических наук, преподаватель Института медиа Высшей школы экономики, руководитель центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи Калининградской области, руководитель социо-гуманитарного направления Центра развития современных компетенций детей БФУ им. Канта, по теме «Риски и возможности сетевой среды: как защититься от деструктивного контента». Она обратила внимание на тот факт, что повсеместная распространенность интернета и пристрастие подростков к социальным сетям в сочетании с дефицитом у них пользовательской компетентности и понимания необходимости поддержания определенной этики общения в сети делают кибертравлю одним из серьезнейших современных социальных рисков в подростковом возрасте. Она рассказала о путях и способах профилактики кибербуллинга.
В практической части семинара Головина Лариса Михайловна, педагог-психолог МАОУ СОШ № 4 г. Калиниграда, лауреат регионального конкурса «Лучшая методическая разработка по профилактике деструктивного поведения подростков и молодёжи», представила авторскую программу «Написанное остаётся. Кибербуллинг».
Участники семинара посмотрели видеоролик «Театр» по профилактике буллинга, где поднимаются вопросы школьной травли.
Завершился семинар открытым диалогом участников семинара — с вопросами и ответами по актуальным проблемам и конкретным ситуациям.
Данный семинар позволит педагогам и специалистам проводить профилактическую работу в общеобразовательных организациях Калининградской области более эффективно.