18-19 апреля 2023 г. в столице Чеченской Республике прошел двухдневный форум «Инклюзивная школа». Форум собрал тысячи участников со всех регионов нашей страны, ведущих специалистов в сфере инклюзивного образования. В рамках круглых столов, панельных дискуссий и семинаров обсуждались лучшие практики, позволяющие включить детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс.
«Форум призван объединить возможности государства, НКО, фондов, университетов, экспертов, педагогов, родительских сообществ и самих детей с инвалидностью в создании и построении инклюзии. Только в таком составе возможно решить задачу создания инклюзивной школы, общества, образования», — заявила глава Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева на открытии форума.
По ее словам, в России живет 728 тыс. детей с инвалидностью, и каждый год эта цифра растет. Из них 500 тыс. детей учатся в коррекционных и инклюзивных школах, ресурсных классах, а 100 тыс. находятся на домашнем обучении.
Замглавы Минпросвещения России Татьяна Васильева рассказала о госполитике в сфере развития инклюзивного образования. За основу взято создание единого образовательного пространства для всех регионов и групп населения. Ключевая задача министерства — обеспечить доступность и качество дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, а также сопровождать детей и родителей, которые нуждаются в поддержке.
По ее словам, 60 % детей с ОВЗ выбирают обучение в общеобразовательных школах, поэтому важно создавать в них все условия для таких учеников, отметила замминистра.
«Особое внимание министерство уделяет кадровому обеспечению и воспитанию детей, особенно с ОВЗ. В этом году в школах психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляют 80 тыс. специалистов — психологов, логопедов, дефектологов, тьюторов. Базовыми навыками работы с особенными детьми должны обладать почти все учителя общеобразовательных предметов. Они получают навыки в рамках курсов повышения квалификации. Ежегодно разрабатываются пособия и рекомендации, позволяющие проводить обучающие мероприятия для педагогов на базе педагогических университетов», — рассказала Васильева.
Родители детей с ОВЗ также могут получить психолого-педагогические консультации по всем жизненным вопросам в 235 российских организациях.
В форуме приняла участие руководитель Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Калининградской области Кленина Елена Алексеевна.