Готовность ребенка к школьному обучению

08
Дек

Нередко за консультациями обращаются родители, дети которых учатся в 1-м классе, с достаточно весомой проблемой — ребенок не может и 5 минут усидеть на одном месте, носит в портфеле целую гору игрушек, а утром плачет и говорит, что не хочет идти в школу, лучше бы он пошел в детский сад. Все эти проявления и еще несколько других могут говорить, что у ребенка есть некоторые проблемы подготовленности к школьному обучению. От своевременной подготовки зависит эмоциональное состояние ребенка, его успешность и эффективность в школе.

«Школьная зрелость» или «готовность» требует от ребенка того, чтобы он овладел целым рядом компонентов для оптимального уровня усвоения школьной программы.

  1. Личностная готовность. Она заключается в том, что ребенок понимает, что получает новый социальный статус «ученик», а потому у него меняется отношение к самому себе, учителям, в целом к учебной деятельности. В данном компоненте необходимо сказать о мотивации. То есть школа должна привлекать ребенка не внешней новой яркой атрибутикой: школьной формой, новыми красивыми канцелярскими товарами и проч., а желанием получать во время учебы новые знания, впечатления. Также в личностную готовность входит достаточно сформированная эмоциональная сфера, или даже эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие учебной деятельности.
    1. Интеллектуальная готовность. В этом компоненте речь идет о развитии кругозора ребенка, о наличии у него определенных знаний об окружающем мире.

К 1-му классу ребенок должен знать явления природы: снег, дождь. Цвета и оттенки, времена года, различать растения и животных. Ребенок должен хорошо владеть информацией о себе (ФИО, возраст), о близких родственниках (кто с ним вместе проживает, как всех зовут, чем занимаются родители и т.д.); различать право-лево, знать дни недели и др.

Что касается познавательной сферы ребенка, то интеллектуальная готовность предполагает: логическое запоминание, устойчивый интерес к получению знаний (любознательность), умение выстраивать логические связи между явлениями (снег идет зимой, осенью опадают листья, весной прилетают птицы и т.д.), появляется безопасное поведение (идти на зеленый сигнал светофора, не включать без надобности электроприборы и газ). Будущий первоклассник должен активно пользоваться разговорной речью, уметь поддерживать беседу. В это время идет активное развитие мелкой моторики (собирает конструкторы, лего, мелкие пазлы), а также зрительно-двигательная координация говорит о зрелости (редко падает и спотыкается по сравнению с детьми 4-5 лет, появляется более развитая ловкость).

  • Социально-психологическая готовность. Этот компонент говорит о коммуникативных навыках, о способах установления взаимоотношений с другими людьми: сверстниками, взрослыми. Ребенок должен уметь действовать в команде, уступать и защищать собственные интересы, выполнять поручения учителя, быть исполнительным и организатором по мере сил и возможностей. Если ребенок забудет какую-то школьную принадлежность, он должен суметь попросить у соседа по парте или учителя о помощи в этом вопросе. Поначалу многие дети теряются в пространстве школы, путают кабинеты, не могут найти столовую или туалет, вот как раз развитые коммуникативные навыки позволяют решать многие проблемы и трудности.

Существует множество диагностических методик, позволяющих определить уровень готовности ребенка к школьному обучению. Каждый психолог пользуется своим методическим арсеналом, но так или иначе, ориентация идет на показатели развития личностного, интеллектуального и социально-психологического компонентов школьной готовности.